top of page

Любовь к трассе



Сегодня очень трудно работать, потому что на трассах закладывается маленькая зарплата. Стоимость дизтоплива также снижена в два раза по сравнению с рыночной. Выживать удаётся только за счёт увеличенной производительности. Да, сейчас главное - скорость, производительность и качество. Всё. Только за счёт этого удаётся хоть как-то экономику вытащить.


Как вам удаётся увеличивать производительность?


Это слаженная работа младшего звена, мастеров, прорабов, бригадиров, начальников. Дисциплина, конечно, которую мы стараемся поддерживать. Вообще надо работать с людьми. Надо любить людей и относиться к ним с уважением. Мы стараемся на трассе создать более комфортные условия. Конечно, они далеки от городских. Но они более приемлемые чем те, в которых жили мы. Я 30 лет прожила в вагоне. На трассе была интересная жизнь. Очень дружно жили, как одна семья. Замков ни у кого не было. Вместо замка - лопатка. Если стоит лопатка, то, значит, никого нет. Если нет лопатки - можно постучать. В Чёрной грязи начинали так, что только на тракторе можно было доехать от вагона до вагона. Сейчас это небольшой городок с цехами и асфальтированными дорожками.


У вас остались единомышленники?


Без крепкой команды единомышленников работать невозможно. Есть и замы, и начальники участков, которые меня понимают, а я их иногда ругаю, воспитываю. Мне многое не нравится, мне хочется добиться результатов, которые у нас были в 80-е годы. Но это невозможно. Другое поколение выросло. Стараюсь идти ему навстречу.


Изменились ли технологии работ с тех самых рекордных 80-х?


Ничего не изменилось. Все разработки тех лет были верными. Сейчас ужесточаются только регламенты, становятся более строгими к качеству. А саму технологию поменять нельзя - трубу надо сварить, заизолировать, уложить в траншею, пригрузить, а потом засыпать. Все осталось тем же самым. Только, к сожалению, скорость, по сравнению с 80-ми, стала ниже. И мне кажется, что связано это в первую очередь с другим поколением людей. Нет в них энтузиазма, который был тогда в нас… Я прошла через всё, я всё помню. Страшные послевоенные годы. То чувство, когда ты всегда голодный. Мне до сих пор иногда хочется взять хлеб, размочить его в воде и съесть. Это осталось на всю жизнь. И слава богу, что современное поколение этого не знает. И дай бог, чтобы они этого не узнали никогда. Ни чувства голода, ни той несправедли-вости, когда сколько бы ты ни работал, ты получал очень мало за свой труд. Мы работали по 12-14 часов, чтобы нам заплатили лишний рубль… Надо было помочь родителям, сыну и самим хотелось по-другому жить…


Тогда было сложнее?


В те годы не было богатых и бедных. Тогда все были бедными. И мы все хотели работать и зарабатывать. А сейчас какая-то маленькая цель достигнута - машина есть, квартира есть (или взяли в кредит), - и ладно. Нет сейчас у людей больших целей. Или же они понимают, что большой цели невозможно достигнуть. Моё мнение, что такого стремления к работе, как раньше, сегодня у молодежи нет. Раньше мне казалось, что человек придёт на трассу и мы его заинтересуем деньгами, поддержим его во всём, поможем заработать на машину, квартиру. К тому же он может не расставаться с семьей - жить в городке. Семья - это главное. И таким коллективом мы побеждали. Люди были довольны той жизнью. У нас в жилом городке был свой спорткомплекс, автобус, который возил ребят в детские сады и школы. А проработав 5-6 лет, люди привыкали к таким условиям и начинали любить трассу.


Мне бы хотелось донести до молодого поколения, что нет ничего невозможного. И не надо идти на компромиссы и соглашаться самим с собой на минимум. Надо брать от жизни всё, стремиться к лучшему, не бояться хотеть для себя и своей семьи хороших вещей, благополучия для своих детей. Надо ставить перед собой высокие цели и много-много работать, чтобы достичь их. И тогда будет всё, и жить будет интереснее. И вы сами себя будете чувствовать совсем по-другому, вы начнёте уважать себя. Успех никому не даётся без труда. И разве можно жизнь считать полноценной, если нет в ней этого труда и высоких целей?..


А сегодня ваши люди любят трассу?


Я всегда думаю, ну, за 5-10 лет человек должен полюбить трассу, и тогда он останется на трассе. Но сегодня другой подход к жизни. Может быть, это и правильно. Людям хочется большего, лучшего, хочется быть рядом с семьей. И чтобы семья жила в городе, чтобы дети учились в хороших школах и институтах. Трасса же этого не даст. Трасса сегодня - это тяжелый и непростой труд, когда человек на 2-3 месяца вообще оторван от дома. Хорошо, если мы можем отпустить его на 2-3 недели. Но хочется ведь побольше сделать. Потом начнутся плохие погодные условия - тогда можно и отпустить. На трассе идёт непрерывный процесс. И перейти на вахтовый метод мы сейчас не имеем возможности. А многие работают именно вахтовым методом. Возможно, так удобнее. Но я не уверена, что так мате-риально выгоднее.


Сварщики на трассе — это высшая каста?


Многое зависит от квалификации. Пока трубу не сваришь - её не заизолируешь, не уложишь в трассу. Темп задают сварщики. Они сегодня главные, только потому, что профессия сварщика стала дефицитной. Мы перестали уделять внимание подготовке кадров. Молодежь сегодня на трассу идёт с неохотой. Раньше у нас было 300 сварщиков. Сейчас мы их считаем по десяткам. Экскаваторщик - это тоже уникальный человек. Ты попробуй на брёвнах выкопать траншею в болоте, где трактор не проходит. Вот это мастерство поценнее чем сварка! Сейчас автоматы, полуавтоматы… А вот механизаторы порой работают в более тяжёлых условиях. Но механизаторов быстрее учат. Сохранились ещё технические училища, где трактористов готовят. А потом мы уже из этого тракториста поможем подготовить экскаваторщика, машиниста. Сварке уделяют в последнее время мало внимания. Это непростая профессия. Я сама по натуре своей сварщик. Я не варила трубу, но наш трест всегда был сварочно-монтажным. Конечно, сварка мне ближе, но сегодня я не могу её поставить на первое место. Все виды работ главные. От каждого специалиста зависит общий результат.

Рядом с вами работают компании, которые появились значительно позже. Как вы их оцениваете?


Исключительно как партнёров. Я не отношусь к этим компаниям так, что мы лучше, а вы хуже. Они наши партнеры. И они тоже борются за своё выживание. Что-то перенимать у них я бы не хотела. Мы создали свою историю, свой коллектив. Должна честно сказать, да, нам сейчас трудно. Но мы боремся. Нам нужна только работа. У нас сегодня широкая специализация. Мы сейчас стали строить наземные сооружения, компрессорные. Честно скажу, трубопроводный транспорт для меня уже перевёрнутая страница. Я там всё могу и знаю. А вот компрессорные - это грандиозные сооружения. И когда наши институты и заказчики подходят к компрессорной как к простой площадке - это неправильно. В этом году мы сделали реконструкцию нефтеперекачивающей станции в Ухте, построили резервуары. Это, надо сказать, тоже уникальные сооружения. И мы тоже освоили эту профессию. Мы понимаем, что таких масштабных магистралей, которые были, уже больше не будет. Их уже и так очень много в стране. И дай бог, чтобы их все осваивали. Какую работу дадут - такую и будем делать. Сегодня мы ни от какой работы не отказываемся. Если мы видим, что она нам приносит хотя бы 5-процентную прибыль или даже не предвещает убытков, то мы берёмся за эту работу.


Валентина Яковлевна, вспомните свой самый счастливый день на трассе.


Когда дали Героя Соцтруда - отнеслась без особой радости. Я ничего особенного не сделала. За что мне это дали? У меня всегда была внутри какая-то неудовлетворённость собой. Мне казалось, что я этого не заслужила. Позвонили на трассу. Мы тогда жили в Ужовке. Сказали: «Валентина Яковлевна, вам присвоили звание Героя Социалистического Труда». Я сказала: «Хорошо». На этом всё закончилось. Ну, а потом вызвали в министерство. И уже в присутствии всей коллегии мне вручили орден… Женщина и вдруг Герой Соцтруда - тогда это было неправдоподобно. Это был 83-й год. В этом году исполняется 35 лет, как мне присвоили это звание; 55 лет, как я работаю в тресте и 61 - моему трудовому стажу… А самый знаменательный день у меня был, когда у нас родился внук. Это был 1980 год - год Олимпиады. Приезжаю с трассы - висит плакат «Поздравляем семью Беляевых с рождением внука!» Это было что-то непередаваемое! У меня хорошая семья. Был хороший муж, сегодня сын, внук и правнуки. Я довольна своей судьбой.



Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page