Учёные говорят о глобальном потеплении, но на севере Коми оно совсем не ощущается. Воздух буквально звенит от мороза, а цвет неба, по сравнению с обеими столицами, поражает своей синевой. Жилой городок «СМТ» расположился в километре от посёлка Чикшино. Для треста это хорошо знакомые места, мы строили здесь КС, и наш городок стоял тогда на том же месте, что и сейчас. Аксакалы «Свармонтажа» вспоминают, как в конце 70-х здесь тянули ту самую нитку «Уса - Ухта», участок которой сегодня, по прошествии более 40 лет, надо менять. Нефтепроводы имеют более короткий срок службы и зачастую уже через 20 лет выходят из строя: их забивает парафином, механические примеси и минеральные соли вызывают абразивный износ и приводят к усиленной коррозии металла. Исключение составляют магистрали, по которым течёт уже очищенная нефть.
К первым работам по реконструкции нефтепровода «Уса - Ухта» трест приступил в середине октября, сразу после окончания очень сложного и выматывающего проекта на Ухтинской НПС. Здесь тот же заказчик - «Транснефть - Север», что во многом облегчает решение текущих вопросов. Перебазировались и организовались на новом месте за считанные дни. Спартанскими условия в рабочем городке уже не назовёшь. Все вагончики оборудованы умывальниками с горячей водой; в столовой готовят вкусные, домашние завтраки, обеды и ужины по ценам, которых в стране уже не существует; достраивается баня; на территории расположены два душевых отделения, вагон-сушилка для спецодежды, прачечная, в которой стирается постельное белье (меняется один раз в неделю), спецодежда, а также принимаются в стирку личные вещи - для них предназначена отдельная стиральная машина. Активная молодёжь треста договорилась с руководством местной школы и оборудовала в её стенах тренажёрный зал. После работы парни занимаются физической культурой, держат себя в форме. Отмечают, что после тренировок ощущают прилив сил. А для поднятия настроения и иммунитета энтузиасты-экстремалы из числа работников участка обустроили в подходящем месте на реке Чикшино прорубь-купель. Новые сотрудники «СМТ» признаются, что были приятно удивлены, когда увидели условия проживания в рабочем городке. Далеко не все компании так заботятся о своих людях. Ещё один неоспоримый плюс треста - это стабильная зарплата.
По словам специалистов, данный проект является типичным для «Треста». Параллельно действующему нефтепроводу необходимо построить 38 км новой трубы. Дело в том, что на этом участке старой нитки обнаружено много дефектов. Это ни в коем случае не бросает тень на профессиональные качества предыдущих коллег-строителей. Просто подошло время замены, а значит, у треста здесь всегда будет работа - либо по строительству новых трасс, либо по реконструкции старых. Конечно, с тех пор кое-что изменилось: к примеру, сейчас более качественная сварка и вместо битумной - заводская изоляция.
Для более эффективного выполнения поставленной задачи было решено варить корень шва методом STT, а заполнение и облицовку производить порошковой проволокой Innershield. Этот вид сварки в «СМТ» не практиковали уже давно. Он подходит лишь для труб небольшого диаметра с толщиной стенок до 16 мм. В ином случае он становится экономически невыгодным. В последнее время наши специалисты работали на трубах, предназначенных выдерживать давление 100-120 атмосфер. И здесь уже вышеупомянутый вид сварки не оправдывает себя. Хотя он сильно ускоряет работу, так как не нужно менять штучные электроды и благодаря низкому уровню разбрызгивания сокращается время на зачистку шва. Здесь же, на трубе диаметром 700 мм этот метод оптимален. Вот только наш трест давно перешёл на систему М-300, поэтому осталось мало рабочих, знакомых со сваркой Innershield. Пришлось приглашать бригады со стороны. Время показало, что руководство не ошиблось в выборе специалистов.
Технадзор со стороны заказчика отмечает, что наши люди работают хорошо, без особых нарушений и прислушиваются к сделанным замечаниям. Несмотря на то, что деятельность ведётся на трассе (где, казалось бы, можно выдохнуть после режимного объекта), расслабляться не приходится. На нефтепроводе более жёсткие требования к сварочному шву и тому, как именно выполняются работы.
Алексей Горобец, машинист трубоукладчика, работает в тресте 27 лет. Для него трасса - это образ жизни. Он настоящий перфекционист и в чём-то не очень удобный человек для коллег с более низкой ответственностью. Он с особым рвением относится к своей работе и находит в себе силы ещё учить молодёжь, пытается привить новеньким сотрудникам любовь и уважение к труду: «Хотелось бы, конечно, лучше трудиться, но делаем, как можем. Знаете, я очень тяжело переживаю равнодушие людей. Вот посмотрите на мой трактор - он чистый, ухоженный. Сам стараюсь и остальных учу: не надо делать всё через одно место, надо делать нормально! А они капризничают: «Что, тебе больше всех надо?!» Да, мне больше всех надо. Есть хорошие ребята среди молодёжи. А есть такие: пришёл, покрутился, аванс получил и убежал. Думает, что где-то там будет лучше. Да чёрта лысого там будет лучше! Здесь, как говорится, и сейчас надо работать! Я и сына своего этому учу. Вы не подумайте, что я тут просто так разглагольствую. Меня за мои труда сам министр энергетики Александр Новак грамотой наградил. Начинал свою деятельность я в геологоразведочных экспедициях. Там получил закалку на всю жизнь. Палатки промороженные, утром встаёшь - волосы отрываешь от палатки. Сейчас мне намного легче живётся. Эта трасса точно такая же, как и все предыдущие, ничего нового я здесь не вижу. Как будто иду по проторенному следу. Классика жанра».
Примерно 10 км из 38-ми - это глубокие топи. Летом туда можно разве что только за брусникой заглянуть, да и то с опытным проводником. Тяжёлая техника по этим местам не пройдёт даже в -40. Сейчас идёт активная валка леса и строительство лежнёвок. Сотрудники треста делают всё возможное, чтобы пройти эти места до начала оттепели. Уже сделано больше 25 км сварки (с небольшим запасом). Осуществлён переход через речку Каджеромку, захлёсты на ней делала опытная бригада Ивана Мордвинова.
Многие работники утверждают, что зимой на трассе трудиться комфортнее. Нет дождя, грязи и пыли, всякого гнуса, да и не жарко. Не секрет, что роба сварщика - это портативная баня. А вот техника морозов не любит. И каждое понижение температур машинисты воспринимают как вызов. Во время сильных морозов на трассе работали без выходных, чтобы не глушить технику. Обморожение рук, сплошные нервы, нехватка сна, потому что нужно постоянно прогревать двигатели… Водителям и машинистам в эти дни не позавидуешь. Здесь идёт настоящая битва за технику.
Ещё одна сложность как для треста, так и для всей страны - это кадровый голод и модное поветрие в строительной сфере работать по найму. Таким образом люди получают за пару месяцев больше, чем обычно, но потом сидят дома в поисках новой работы. У них нет ни стажа, ни отпускных, ни льгот. Получается этакий бег по замкнутому кругу.
Сейчас в Чикшино трудится порядка 230 человек, ещё около 30 работников варят и красят металлоконструкции на базе в Ухте. Окончание проекта запланировано на сентябрь. Ввиду особенностей трассы все основные работы надо закончить до распутицы. В этих краях она наступает в конце апреля - начале мая. На лето останется благоустройство крановых узлов, подключение новой трубы к старому нефтепроводу. Затем нужно провести все необходимые испытания (на 117 атмосфер, рабочее давление - 50-70) и демонтажные работы. И нефть по этой трубе пойдёт на НПС «Ухта - 1», реконструкцию которой наш трест закончил в прошлом году.
Comentários