Северный поток-2. Взгляд изнутри
- ТРЕСТ
- 8 июл. 2018 г.
- 8 мин. чтения

Шексна, 6 утра. На планёрке в строительном городке собрались все прорабы, все специалисты объекта. Московским офисным клеркам такое может присниться только в страшном сне. Начинать рабочий день раньше 9-ти в столице не принято. Наш Трест - большое исключение из правил. Специалисты отчитываются о проделанной работе, обсуждают и решают проблемы и составляют план на день. Через несколько минут все разъедутся по участкам, и там уже будут совсем другие заботы. Встретиться лично навряд ли получится. Объект по «Северному потоку-2» в Вологодской области растянулся на 180 километров. Он проходит сразу через четыре района. Для удобства объект разделили на три участка: Шексна, Кадуй и Бабаево.
Бабаево считается самым сложным участком. Из общих 35-ти - 29 км трасса проходит по болотам. Прежде чем опустить газопровод под землю, требуется много подготовительных работ. Без лежнёвых дорог здесь не обойтись. Начальник участка рассказал, что 1 погонный метр такого пирога из семи слоёв (отсыпка, укладка геосетки вдоль и поперек, ещё одна отсыпка песком, продольный и поперечный настил с отбойниками, финишная отсыпка 20 см) строится за 15-30 минут. Все работы выполняются комплексно, одновременно. Так же, как и сварочные. Если бы один стык варили всего два сотрудника Треста, то на него уходило бы часа 3. Но благодаря поточному методу (функции распределяются на 5 палаток) за смену на участке варят в среднем по 8-10 стыков - это 200-250 погонных метров.
Наиль Зайдинов Начальник участка «Бабаево» Идём с небольшим опережением. Пока позволяет погода, делаем сухие участки и готовим сложные. 85% от общей протяженности участка занимает строительство лежнёвых дорог. Это необходимо для того, чтобы сварочный комплекс мог беспрепятственно пройти по болотам. От работы каждого человека зависит общий результат. И, конечно, участие в таком масштабном проекте даёт очень много. Это подготовка и опыт, которые пригодятся как рядовому сотруднику «СМТ», так и руководителям.»
На участке Бабаево работает 136 человек. Один из лучших сотрудников, как говорят здесь, человек с интересной судьбой - Николай Французов. В Тресте он уже больше 20-ти лет, хотя изначально хотел поработать здесь слесарем всего месяц-другой. Теперь же без «СМТ» себя просто не представляет. Николай Васильевич признается, что в душе он настоящий романтик. Поэтому, наверно, и задержался в Тресте. Здесь таких ценят. Французов исколесил всю Россию. Работал и на самом сложном объекте, которым гордится, пожалуй, каждый сотрудник «СМТ» - «Сахалин-2». В Бабаево Николай Васильевич следит за тем, чтобы оборудование работало исправно, без сбоев, помогает молодым сварщикам, контролирует их работу.
Николай Французов Техник по наладке и испытаниям сварочного оборудования «Бабаево» «Зачастую это психологическая работа. Здесь требуется не только профессиональная подготовка, но и стойкость. Не каждый может жить в спартанских условиях. Здесь нет возможности расслабиться, нет комфорта. Поэтому надо, чтобы молодой сотрудник не растерялся, сразу нашёл точку опоры как в людях, так и на рабочем месте. Главное здесь - это отношения, которые складываются между коллегами, это откровенность и доверие, дружба. Чтобы мы могли надеяться друг на друга.»
Условия на участках действительно спартанские. Никаких тебе белых воротничков с галстуками, никаких перекуров с чашечкой кофе и милых разговоров с коллегами прекрасного пола. Только болота, леса, слепни, комары, клещи, для которых ты источник пропитания. А еще тяжелый, изнуряющий труд и под палящим солнцем, и в проливной дождь. Нам, если так можно выразиться, «повезло». В один день мы застали и ураганный ветер, который срывал каски и сыпал в глаза песок, и ливень - такой, что нога по щиколотку уходила в грязь. Но при этом настроение у всех сотрудников «СМТ» было на высоте. Никакого нытья. Это нормальная рабочая обстановка.
Интересно, что где бы не появлялся наш Трест, его принимают и любят. Та взаимовыручка, которая есть внутри компании, распространяется и на местных жителей. В Бабаево наши коллеги помогли с расчисткой снега, восстановили дороги после паводков, организовали доставку почты. Такое отношение невозможно забыть. Есть компании, которые специально нарабатывают репутацию, им важен пиар, огласка в СМИ. Но в «СМТ» главное вовсе не это. Здесь работает исключительно человеческий подход. Компания, за плечами которой тысячи километров трасс и десятилетия труда до последнего пота, не гонится за фальшивым признанием. Здесь не кидают слов на ветер и знают цену делу. Поэтому даже спустя годы местные жители помнят наш Трест и рады увидеться со старыми друзьями. Так произошло и в Вологодской области, ведь 11 лет назад именно наши люди тянули здесь первую нитку.
Василий Алимов Сварщик, участок «Кадуй» «Я работаю здесь уже второй раз. Я ещё первую нитку здесь делал. Всё то же самое, городок тот же, трасса практические такая же. У меня даже начальник здесь тот же. Коллектив слаженный. Работаю в Тресте уже 13 лет. Раньше было сложно, сейчас всё машинально. Главное, чтобы было желание трудиться. Всё хорошо, только вот за пенсию переживаю - так мне 5 лет оставалось, а сейчас с этими новыми законами даже не знаю, что будет. Дома бываю только 2-3 раза в год. Что об этом семья думает? Лучше промолчу. А дома работы нет. Я со Ставропольского края. По тем меркам я очень прилично зарабатываю. Кое-что могу себе позволить.»
По большому счету новый газопровод идет параллельно старому, который строили 11 лет назад. Таким образом «Северный поток-2» должен увеличить пропускную способность в два раза. Действительно, давление, толщины труб и технологии сварки остались все те же. Однако кое-что все-таки изменилось.
Андрей Антюшин Главный технолог «Когда мы тянули первую нитку, у нас даже не было нормативной базы на это давление. Тогда мы сами разрабатывали новые технологи. Например, начали использовать двухдуговую сварку. Сегодня уже выпущена нормативная документация. К качеству сварных соединений требования предъявляются намного выше чем 10 лет назад. И порой, они необоснованно высокие. Перестраховка. Но сварщики у нас правда отличные. Мне кажется, даже когда газ в стране кончится, наши стыки ещё будут стоять.»
Ещё один участок «Северного потока-2» Кадуй протянулся на 60 км. В местных нетронутых лесах водятся лоси и кабаны, медведи, иногда на дорогу выбегают зайцы. Здесь трасса проходит через три реки. Причём одну из них - Колпь - пересекает два раза. Переходы можно делать только после того, как пройдет нерест. Если посмотреть на старые переходы, то понимаешь, что сделана эта работа с душой. Берега все заросли уже молодыми деревьями и ничего не напоминает о том, что когда-то здесь сначала проходили испытания труб на поверхности, а потом и под водой. Ни один эколог не придерется.
Николай Вагис Заместитель генерального директора «Сначала мы делаем срезку, вытаскиваем грунт наверх, потом собирается понтон, заезжает экскаватор с длинной стрелой. И начинается подводная разработка траншеи. После этого проходят водолазные обследования. Если всё нормально - протаскиваем рабочую трубу. Предварительно её испытываем. А потом лебёдочкой с божьей помощью будем её тащить. Затем водолазы снова посмотрят и дадут добро на засыпку. После этого мы восстанавливаем берег с укреплением. И через несколько лет никто даже и не заметит, что там что-то есть. Сейчас, конечно, требования по экологии стали жёстче.»
В труднодоступных местах используются трубы с повышенной толщиной. Если на сухих участках это 21,6 мм, то на болотах - 25,8 мм, чтобы газопроводу не были страшны никакие подвижки грунта и просадки. Кстати, сложные участки проходят сразу несколько испытаний. Впрочем, и каждый стык проверяется как на месте снаружи и изнутри, так и затем в лабораториях, которые расположены непосредственно в строительных городках.
Андрей Макаров Старший производитель сварочных работ «Кадуй» «Норму делаем - в день по 8 стыков. Особых трудностей нет. Конечно, не каждый здесь остаётся работать. Это должно быть призвание. Моя семья уже привыкла к такому графику. А вот молодежи здесь тяжело, вдалеке от дома. Скучают. А я вот в свободное время, чтобы не скучать, читаю нашу газету. Мне нравится - красивая, красочная. У нас все в бригаде её читают. Всем интересно, чем живет Трест. У нас участков много. Такая весточка с отдаленных мест. Узнаём, как там наши товарищи.»
Про Петра Тарасова говорят, что на таких людях и держится «СМТ». Сам он особо не разговорчивый, улыбчивый мужчина. Лишнего слова не вытянешь. В Тресте работает уже 10 лет. Участок Кадуй считает одним из лучших уголков страны, а свою профессию весьма романтичной.
Пётр Тарасов, машинист электросварочного передвижного агрегата «Кадуй» «Работа идёт слаженно. Мне нравится. Природа здесь красивая. Звери в лесу. А к комарам и оводам мы уже привыкли. Мы трудностей не боимся - сами из деревни. Коллектив у нас дружный. Много всего повидали. Объект не сложный, бывали и посложнее.»
Но сложности всё-таки есть. Благо, что не в кадрах. Что уж говорить, ни одна стройка не обходится без проблем. А большая стройка - большие проблемы. Так и наш Трест на проекте «Северный поток-2» столкнулся с задержками поставок, что тормозит работу и приводит к её удорожанию.
Юрий Соловов Заместитель главного энергетика «В поставках от нашего генподрядчика нет средств электрохимзащиты. Это дополнительные работы, придется возвращаться, откапывать газопровод, гонять технику. У нас уже отставание идет порядка 5-6 километров.»
Кроме того, «СМТ» ещё не получил средств от заказчика. Конечно, это риски. Но иначе продержаться на плаву невозможно. Только грамотный, дальновидный подход позволяет прокормить такой большой коллектив.
Татьяна Озерова Ведущий экономист «Мы всегда работали с прибылью. Но цена вопроса этого проекта пока не ясна. Много сложностей. Приходится работать в два раза быстрее. От заказчика пока никакого финансирования нет. Только обещают. При этом все рабочие получают свою зарплату. Никаких задержек нет. В Тресте абсолютно человеческий подход. Это заслуга нашего генерального директора Валентины Яковлевны. Она бережет своих людей. Она нам как родная мама.»
В данный момент на проекте «Северный поток-2» от нашего Треста работают 650 человек. Еще как минимум 50 сотрудников будут задействованы на этом объекте. Большая часть наших коллег трудятся на третьем участке - в Шексне. Протяжённость этой трассы 84 км. Здесь также большой фронт работы. Многое уже сделано. Газопровод на этом участке часто пересекает автомобильные дороги. Также нужно 6 раз «нырнуть» под уже существующими коммуникациями.
Богдан Кендратский Заместитель генерального директора «Сейчас начинается закрытый прокол методом продавливания под автомобильной дорогой. Его протяженность 55 метров. Всего на этом проекте у нас 21 прокол, из них один микротоннель. Три мы уже сделали. Все работы и испытания прошли успешно. Мы бы сделали и больше, но труба пришла с опозданием. «Северный поток-2» - очень важный для нас проект, показательный. Мы начали его сразу после нового года. К концу февраля у нас уже стояли городки. А сейчас мы уже заканчиваем вырубку.»
А в нескольких километрах от автомобильной дороги в это же время рабочие делают проход под старым газопроводом. Казалось бы, это тонкая, ювелирная работа. Наблюдать за ней одно удовольствие - огромный ковш экскаватора аккуратно подбирается к уже существующим коммуникациям.
Николай Лазарев Машинист экскаватора «Шексна» Здесь у нас большая глубина. Надо нырнуть метров на 6. Кроме газопровода здесь ещё и кабель. Это маленько осложняет работу. Грунт осыпается, вода. Но за неделю управимся, я думаю. Пока всё идет хорошо. Конечно, ни в коем случае нельзя повредить газопровод - это вообще, считай, уголовное дело. Кто-то называет это ювелирной работой, а для нас это нормальная работа. Опыт есть.»
Есть в этой работе особая красота. Когда в чистом поле десяток кранов бережно, даже нежно укладывают сваренную трубу в ров. Каждый знает свое дело, все выверено до миллиметра. С высоты птичьего полета трасса выглядит как аккуратная строчка швеи, которая сначала раскроила цветочное поле, а потом сшила его заново.
Виктор Шалабудов Старший производитель изоляционно-укладочных работ «Шексна» «Самое сложное - это собрать хороший коллектив. Если каждый будет тянуть одеяло на себя - ничего не получится. Но у нас коллектив дружный. Ребята стараются. Особенно старшее поколение. Очень добросовестно относятся к своей работе. У них есть чему поучиться. Хотя я сам уже отработал здесь 21 год, но всё равно прошу у них совета.»
Кстати, зачастую коллектив Треста пополняется и за счет местных жителей. Некоторые из них остаются с нами на долгие годы, переходят на другие проекты. Ну а для кого-то это только сезонное трудоустройство. Не секрет, что в «СМТ» нет лёгкой работы. Здесь нужно выкладываться на все 100. Иначе Трест не смог бы выдержать конкуренции, да что уж там - просто выжить. «СМТ» всегда славился своими специалистами. Планку надо держать.
Сергей Беляев Исполнительный директор АО «СМТ» «Наш Трест всегда участвовал в самых значимых проектах. Было бы странно, если бы мы остались в стороне от «Северного потока-2». Нас знают, знают, как мы работаем. На совесть. Этот проект начали с опозданием (не по нашей вине), а конечные сроки никто пока не переносил. Поэтому график у нас жёсткий. В месяц всего два выходных. Не многие способны выдержать такой темп. Ведь мы потеряли всю зиму. Конечно, в холодное время года легче было бы выполнить работы на болотах, когда земля промёрзла. Легче подъехать. Тем более, что здесь нет подъезда вдоль трассы. Поэтому мы сейчас сами выпиливаем себе коридоры. Конечно, подобный проект важен для любой компании. Но на самом деле большой разницы между строительством этого или любого иного газопровода я не вижу. Здесь только статус другой - международный.»
Вот так, пока на международной арене идут споры, и главы стран лоббируют свои интересы, наши рабочие рубят лес, строят лежнёвки, варят трубы, проходят через реки и автодороги. Мокнут под дождём и под палящим солнцем в жару. Конечно, приятно участвовать в большом деле. И как-нибудь сказать друзьям, что именно ты строил «Северный поток-2». И неважно, что имена рядовых сварщиков не попадут историю. Главное - это сделать качественно то, что от тебя зависит, и принести деньги в семью. А то, что Трест гордится своими героями - даже не сомневайтесь!
Comments